Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребёнку учиться

Секретные материалы к ЕГЭ ИСТОРИЯ







На этой странице я отвечу на все вопросы учеников, возникающих при подготовке к ЕГЭ по истории. На отдельных примерах раскрою особенности решения  отдельных заданий.  



     ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ




Подготовка по истории  Порассуждай!
Монголо-татарское иго. Было ли оно?


http://ege.yandex.ru/history/
Решение заданий В1 ЕГЭ по истории 
Задания типа В1 – самые первые, встречающиеся на пути выпускника. Они представляют собой выбор одного ответа из четырёх предложенных. Вопросы В1 проверяют знание основных фактов, процессов и явлений по периоду с VIII по XVII века, либо, если говорить иначе, от складывания первых союзов племён у восточных славян и до начала самостоятельного правления Петра I.
Из встречающихся разновидностей этих заданий наиболее распространены следующие:
1. Выбор самого раннего, либо самого позднего события из предложенных.
Например:
Кто был московским князем раньше остальных?
1) Дмитрий Донской
2) Василий Тёмный
3) Иван Калита
4) Иван Грозный
Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо владеть информацией о времени, когда произошло каждое из этих событий. В данном случае – знать информацию о жизни всех князей. Зачастую, вызывает большие затруднения вспомнить точную дату (здесь – даты правления). Если это сделать не получается, не стоит паниковать, достаточно знать в каком веке, или в какой половине века, это событие случилось.
В конкретном задании правильный ответ – Иван Калита под номером 3. Этот князь правил с 1325 по 1340 год (первая половина XIV века), тогда как Дмитрий Донской правил с 1359 по 1389 год (вторая половина XIV века), Василий Тёмный – 1425-1462 (XV век), а Иван Грозный 1533-1547 гг. как Великий князь и с 1547 по 1584 год как первый русский царь (XVI век).
Таким образом, для успешной подготовки к заданиям В1 нужно знать:
  1. Даты и события
  2. Исторических деятелей
  3. Произведения культуры
  4. Исторические термины
Этого можно достичь несколькими способами:
Во-первых, занимаясь самостоятельно, будет полезно подробно изучить учебник, заучить наизусть время нахождения у власти всех правителей нашего отечества, даты в хронологическом порядке. Также необходимо составить таблицы по культуре, свою для каждого периода. Кроме этого, чтобы запоминать исторические термины, желательно их выучить, пользуясь специальным историческим словарём. И главное, нужно самостоятельно каждый день прорешивать тренировочные варианты ЕГЭ. Основная трудность такого способа – сложность заставить себя заниматься, порой отсутствие самодисциплины.
Во-вторых, можно воспользоваться услугами грамотного преподавателя, который объяснит сложные темы и ответит на вопросы, а затем проверит усвоение информации учеником. Однако, и здесь нужна постоянная работа и выполнение рекомендаций преподавателя.
Решение заданий В2. ЕГЭ по истории 
Задания В2 главным образом направлены на проверку умения выпускника разбираться в причинно-следственных связях между событиями, выявлять исторические закономерности, понимать процессы и явления. То есть, знать предпосылки, причины, результат и последствия того или иного события, процесса, явления.
Предпосылки – предварительно сложившиеся условия, благодаря существованию которых стало возможно (или невозможно) осуществление того или иного факта  
Причины – явления, вызывающие и обуславливающие возникновение других явлений, служат основанием для каких-либо действий (исторических событий)  
Результат – конечный итог, завершающий собою какой-либо исторический факт  
Последствия – факты, вызванные и обусловленные действиями предшествующих событий и явлений  
Теперь на исторических примерах поясню эти понятия.
  1. Пресечение династии Рюриковичей в конце XVI века – предпосылка Смутного времени (то есть, если бы династия не пресеклась, не было бы условия для возникновения Смуты).
  2. Дальновидная политика московских князей – причина возвышения Московского княжества (умелые действия правителей приводят к росту власти и влияния Москвы).
  3. Попадание Руси в зависимость от Золотой Орды – результат нашествия Батыя.
  4. Установление независимости Руси от Золотой Орды – последствие стояния на реке Угре в 1480 году.
Нужно отметить такую особенность, что один и тот же факт может одновременно являться предпосылкой, причиной, результатом и последствием относительно других фактов. Например, недовольство крестьян их закрепощением в середине XVII века – последствие принятия Соборного уложения 1649 года и одновременно – одна из причин восстания Степана Разина 1667-1671 гг. Эти связи между фактами и называются причинно-следственными связями.
Рассматриваемые вопросы В2 касаются исторического периода с VIII века по XVII век и имеют несколько разновидностей:
 1. Нахождение предпосылок
Например:
К предпосылкам возвышения Москвы в XIV—XV вв. относится:
1) передача с конца XIII в. ярлыка на великое княжение московским князьям
2) независимость от Орды
3) отсутствие конфликтов с соседними русскими княжествами
4) умелая политика московских князей
Из предыдущей информации ясно, что правильным ответом будет вариант 4. 
2. Выяснение причин.
Например:
Что было причиной восстания монахов Соловецкого монастыря в 1668—1676 гг.?
1) церковная реформа патриарха Никона
2) создание Святейшего Синода
3) секуляризация монастырских земель
4) упразднение в России патриаршества
Правильным ответом здесь будет вариант 1.
3. Выявление результата.
Например:
Что из перечисленного было одним из результатов княжения Владимира Мономаха?
1) временное ослабление княжеских усобиц
2) полный разгром половцев
3) перенесение столицы из Киева в Новгород
4) зарождение каменного зодчества на Руси
Верный ответ – 1, временное ослабление княжеских усобиц.
4. Определение последствий.
Например:
Последствием Ливонской войны стало:
1) присоединение к России Прибалтики
2) основание Санкт-Петербурга
3) присоединение к России Левобережной Украины
4) хозяйственное разорение русской земли
Правильным ответом будет последний предложенный вариант – хозяйственное разорение русской земли.
Вопросы В2 для многих выпускников представляют некоторую трудность, потому что для правильного ответа на них недостаточно простого знания событий, процессов и явлений, потому что это знание, не подкреплённое пониманием исторического процесса, не формирует умение выявлять причинно-следственные связи.
Чтобы правильно отвечать на вопрос В2, необходимо внимательно читать текст учебника, пытаясь не просто зазубрить материал, но понять его. Часто в учебниках специально выделены автором причинно-следственные связи, либо о них говориться в общем тексте. Однако, к сожалению, многие учебники этот момент обходят стороной, акцентируя внимание лишь на простом изложении фактов.
Чтобы восполнить этот пробел, достаточно прибегнуть к помощи учителя, либо репетитора, который должен разъяснить эти сложные моменты. Если же возможности заниматься с преподавателем нет, то можно и самостоятельно развить навык выявления причинно-следственных связей, правда, сделать это будет сложнее.
Для начала нужно научиться создавать зримый образ события (пытаться наглядно воспроизводить его в голове, словно фильм), это поможет лучше запомнить факт, а также «оживит его», вызовет интерес. Теперь будет полезным задуматься и поставить следующие вопросы, если они и сами ещё не возникли в голове:
  1. Почему произошло так, а не иначе?
  2. К чему это привело?
  3. Что за этим последовало?
  4. Кому это было выгодно?
Нужно попытаться самостоятельно на эти вопросы ответить. И так, с каждым изучаемым фактом, нужно анализировать его, а не просто зазубривать. И через некоторое время постепенно разовьётся навык выявления причинно-следственных связей.
Таким образом, вопросы В2 ставят своей целью проверить умение выпускника определять Предпосылки, причины, результат и последствия тех или иных исторических фактов. Для ответа на них следует, во-первых, хорошо знать историческую ситуацию, когда произошло определённое событие, а во-вторых, вырабатывать навык выявления причинно-следственных связей, постоянно ставя вопросы и находя на них ответы.
Решение заданий В3. ЕГЭ по истории 
1. Установите соответствие между терминами и временем их появления. К
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов и каких-либо
символов (не более четырех цифр)

ТЕРМИНЫ
А) ярлык
Б) полки иноземного строя
В) подушная подать
Г) заповедные годы
ВЕК
1) XIII в.
2) XV в.
3) XVI в.
4) XVII в.
5) XVIII в.

Задания с ответами в части С (С4)
С4. Назовите не менее трех результатов революции 1905- 1907гг. Приведите не менее трех положений, отражающих значение революции для отечественной истории начала 20 века.

1) Три изменения, произошедшие в политической системе Российской империи в ходе революции 1905- 1907гг.:
- создан законодательный представительный орган- Государственная дума
- гарантированы фундаментальные политические свободы
- пересмотрены Основный Законы Российской империи
- разрешена легальная деятельность политических партий, профсоюзов
- отменены  выкупные платежи
- сокращена продолжительность рабочего дня, легализованы экономические забастовки, повышена заработная плата

 2) Три положения, отражающих значение революции:
- революция ускорила процессы экономической. Политической, социальной модернизации России, перехода  ее от традиционного общества к обществу индустриальному
- был сделан шаг  к утверждению в России конституционного строя, фактическому ограничению власти императора Государственной Думой
- получили развитие тенденции к формированию гражданского общества в стране
- революция не смогла разрешить многих и властью так и не был налажен, что стало одной из  нового революционного взрыва. 


Задания с ответами в части С (С5)

С5. Сравните позиции В.И.Ленина и Н.И. Бухарина по вопросу о заключения сепаратного мира с Германией весной 1918г. Что было в них общим (не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Общее:

1.– оба оценивали перспективы заключения сепаратного мира с точки зрения интересов мировой революции
2.– оба считали сепаратный мир унизительным и позорным
3.– оба заявляли о необходимости использовать сепаратные переговоры с Германией для агитационных целей.

Различия:

Позиция В.И. Ленина
Позиция Н.И.Бухарина
Немедленно заключить сепаратный мир с Германией
Отказаться от заключения сепаратного мира с Германией
Интересам мировой революции отвечает немедленное заключение сепаратного мира
Интересам мировой революции отвечает развязывание революционной войны
Защитить советскую власть может только немедленный мир с Германией
Защитить советскую власть может только поддержка мирового пролетариата, мировая революция
Отказ от сепаратного мира приведет к поражению советской власти, к военной катастрофе
Отказ от сепаратного мира приведет к развязыванию революционной войны
СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАНИЯ
Задания с ответами в части С (С6)
С6. Рассмотрите историческую. Ситуации и ответьте на вопросы. Весной- осенью 1917г. в России шла острая политическая борьба. В ходе которой решался вопрос об альтернативах развития страны. Одно из важных событий этого периода - выступление Л.Г. Корнилова. В борьбе против него объединились самые разные силы - от А.Ф. Керенского до большевиков.

Почему совпали позиции столь различных политических сил? Чем закончилось выступление Корнилова? Какие изменения в политической ситуации произошли в конце августа - сентябре 1917г.? Приведите факты.

1.Могут быть названы причины:

- возникла реальная угроза установления военной диктатуры;
- выступление Корнилова могло привести к падению Временного правительства;
- Корнилов требовал разгона Советов, в которых были представлены различные политические силы

2. В ответе:

А) должно быть сказано о поражении выступления Корнилова;
Б) могут быть названы следующие изменения в политической ситуации:
- усиление влияния и авторитета Советов;
- укрепление в Советах позиций большевиков (большевизация Советов);
- падение авторитета меньшевиков и эсеров;
- выдвижение большевиками курса на вооруженное восстание и передачу всей полноты власти Советам;
- утрата  А.Ф.Керенским поддержки всех ведущих политических партий;
- провозглашение России 1 сентября 1917г. республикой.
Задания с ответами в части С (С7)
С7. Укажите предпосылки и принципы образования СССР в 1922г. Предпосылки образования СССР:

- традиция сосуществения народов в составе многонациональной Российской империи
- провозглашение национального равноправия после Февральской революции
- признание права народов на самоопределение после Октября 1917г.
- провозглашение независимых республик на Укранине, в Молдавии, Прибалтике, Закавказье, Средней Азии
- разгром Красной Армией войск белых армий и иностранных интервентов
-восстановление советской власти на Украине. В Закавказье, Средней Азии

Принципы образования СССР:

- добровольность
-равноправие суверенных республик
- передача части суверенных прав Центру
- невозможность изменения территории республик без их согласия.


Задание  Онлайн тест по МХК Определить последовательность


К урокам ИСТОРИИ  Проверь себя
Онлайн тесты

Подготовка к ЕГЭ по истории

Историческое сочинение и другие задания высокого уровня сложности  
 Читать далее>>   

Интерактивное пособие, рассматривает этапы подготовительной работы при подготовки к написанию исторического сочинения.















































































Задание №24 - бывшие номера 39 (2015) и C5 (2014). При выполнении этого задания около 64% участников не смогли привести ни одного аргумента.

Читать далее: 



Методические рекомендации к заданию по истории №24

Перестройка политической реформы 




Ещё смотреть


Нажмите сюда



Обязательно просмотрите данный материал. Будут вопросы - спрашивайте .... Я на связи!



Комментариев нет:

Отправить комментарий